среда, 13 июля 2011 г.

"Сенна" -- мнение о фильме

Недавно у меня все-таки дошли руки до того, чтобы достать из темных глубин всемирной сети фильм "Сенна", который вот уже практически год гремит по кинотеатрам мира. Причем график показа у картины несколько необычный: вместо более-менее одновременного релиза для всех стран, кино показывают лишь в тез странах, где проводится гран-при, за два-три дня до самой гонки.

"Сенна" уже успел набрать целую тучу наград от критиков и жюри всяческих кинофестивалей, поэтому лично я ожидал практически безупречную "документалку" -- к тому же, на жестком диске была не коротенькая версия для кинотеатров, а полная режиссерская версия длиной почти в три часа.
Тем обиднее, что авторам не хватило даже этого времени. Спору нет: смонтировано все просто потрясающе, музыка практически идеальна, да и чувствуется, что сам режиссер -- большой поклонник Сенны. Тем обиднее выглядят на общем великолепии недостатки фильма. В глаза сразу бросается несколько рваное повествование: сценарий любит скакать через многие моменты жизни Айртона, в результате чего после просмотра остается впечатление не сильного и цельного рассказа, а какого-то сборника занятных историй о бразильце под красивый саундтрек. Особенно это проявляется в конце фильма, где гонки, которые до этого худо-бедно еще показывали, превращаются в сборник кадров с Айртоном, держащим трофеи разных гран-при.
И отсюда же плавно вытекает второй главный минус картины. Фрагментов с гонок просто катастрофически мало! Если усадить за просмотр фильма человека, вообще не знающего кто такой Сенна, к концу у него останется чувство легкого недоумения: вроде все говорят, что Айртон -- величайший гонщик всех времен, но сами заезды показывают так мало, что заметить это самому трудновато. В "Сенне" есть даже очень показательный момент, который прекрасно иллюстрирует эту ситуацию: журналист говорит, что ездил бразилец очень быстро, затем нам показывают один круг самого Айртона на "Лотусе". И все! Дальше шанса убедиться в даровании Сенны просто нет -- нам крутят лишь кадры того, как Сенна обливается шампанским. Ну разве что фрагмент с памятным гран-при Бразилии раскрыт полностью, но он тут один такой на весь фильм. Понятно, что авторы хотели больше раскрыть Сенну как личность, но ведь вождение тут может поведать о человеке куда как больше, чем очередной фрагмент с очередного интервью.
Особенно обидно из-за того, что у авторов в течение пяти лет был неограниченный доступ к секретным архивам Берни Экклстоуна, откуда можно было выудить буквально тонны интересных гоночных моментов. Но нет -- нам не покажут ни подробностей первой победы Сенны, ни потрясающих обгонов в Монако, ни яростных сражений с Простом после перехода последнего в "Виллиамс". Режиссер раз за разом говорит: "я вот еще фрагмент из интервью вставлю, а уж талант Айртона как гонщика вы как-нибудь сами додумайте".
Во всем же остальном "Сенна" -- это действительно безупречный документальный фильм. В те моменты, когда сюжет таки не пытается растекаться мыслью по древу, буквально дух захватывает от прекрасного монтажа и режиссуры. Жаль, конечно, что фильм не стал тем, чем мог, но времени, потраченного на просмотр, пожалеть будет трудно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий