четверг, 9 июня 2011 г.

Ежики в тумане: Марк Веббер и Фелипе Масса.


Конечно, по сравнению с Шуми и Рубенсом, они еще молоды, но позиции Марка Веббера (34) и Фелипе Массы (30) в командах еще более нестабильны, чем у ветеранов. Между их карьерами в "Формуле" можно провести много параллелей: оба в свое время едва не стали чемпионами мира, и оба потеряли титул в последней гонке сезона. Масса мог стать чемпионом 2008го года, если бы не было глупых ошибок в течение сезона (на ум приходит его цирк с вылетами на мокром Сильверстоуне) и провала Тимо Глока по части пит-стопов в Бразилии. Мы уже успели забыть, но ведь за несколько гран-при до конца сезона в прошлом году титул был в кармане у Веббера, но ему помешали сломанное плечо, а также поражения своему молодому партнеру по команде в последних гонках.


1. Фелипе Масса
Трудно не любить Фелипе Массу. Он очень тактичен в разговорах, сумел грамотно держаться во время 2008 года (в отличие от его глумливых товарищей), да и решение вернуться в "Формулу" после страшной аварии 2009 года в Венгрии, которая могла запросто окончить его карьеру, просто героическое. Стоит сказать, что преданность Ferrari к Массе в те мрачные дни была поистине достойна уважения, и его позицию в команде так никто и не занял. Но в 2010 году в "Феррари" пришел Алонсо и уже после нескольких гонок стало ясно, что теперь именно он де факто был первым гонщиком, настоящим лидером команды. Однако дело в том, что еще даже до прихода Алонсо Фелипе никогда не был настоящим первым номером за все 5 лет в Ferrari. Сначала там был Шуми, затем Райкконен. Конечно, в две тысячи восьмом Масса таки стал номинальным лидером, но продолжалось это недолго, и хоть команда поступила в этом смысле разумно, она все еще хотела, чтобы за титул бился именно Райкконен. В 2010 лишь немногих гонщиков так жестоко обходили товарищи по конюшне. Да, те скандальные приказы команды в Хоккенхайме здорово подорвали дух Фелипе, но ведь даже до этого момента Масса явно проигрывал Алонсо. Цифры говорят сами за себя: в прошлом году по квалификациям Алонсо выиграл со счетом 15-4, а в этом по гонкам он уже ведет 6-0. К тому же, Массе в прошлом сезоне до Алонсо не хватило аж 108 очков, в то время как Нико Росберг, у которого болид не в пример слабее, отстал от бразильца всего на два.  Алонсо, понятно, вовсе не тормоз, но среди команд высшей лиги такая разница просто неприемлема. Таким командам нужны пилоты, которые могут постоянно выжимать из машины максимум, да еще и превосходить возможности болида редким гениальным вождением, что свойственно всем лучшим гонщикам. Два года назад Фелипе не смог сделать ни то, ни другое. В Китае и Малайзии Масса немного реабилитировался своим хорошим вождением. В Турции лично я ожидал, что он бросит вызов Алонсо на своей любимой трассе, где он победил три раза подряд, однако он снова не оправдал ожиданий. В Монако и Испании, где Фернандо вновь обошел бразильца, все усилия Фелипе пошли насмарку.
До сегодняшнего дня Ferrari были очень преданы Массе, но их терпение, судя по всему, уже на исходе. Его контракт заключен до конца 2012го года, но уже сейчас есть сомнения по поводу выполнения командой своих обязательств. Случай с Райкконеном показывает, что в "Феррари" не боятся разрывать контракты, даже если это стоит им целую тучу денег. Кроме того, есть и несколько многообещающих новичков вроде Переса, Кобаяси или Бьянчи. И это лишь немногие их тех, кто претендую на место Массы в в следующем году. Вряд ли Масса начнет внезапно выигрывать у Алонсо в ближайшее время, а между тем уже кажется, что он просто тратит место в хорошем болиде, которое может занять куда более умелый пилот. Тут многое зависит от решений в Ferrari. Единственная надежда бразильца на то, что в команде будут пытаться вернуться к прошлым дням славы с Алонсо в роли нового Шуми, а Массой -- нового Рубенса. Но ведь они могут и очнуться, поняв, что кто-то должен давить на Алонсо и зарабатывать очки в чемпионат конструкторов. В этом случае, будущее Массы очень уныло, ведь вряд ли кто-нибудь из команд высшей лиги даст ему место из-за плохого вождения. Вполне может быть, что Фелипе таки станет новым Рубенсом, но в другом смысле: он будет также барахтаться среди гонщиков-середнячков и круговых, давным давно упустив свой шанс на титул.
2. Марк Веббер
А теперь давайте взглянем на Марка Веббера, или Австралийского Ублюдка, как я его ласково называю. Глядя на его карьеру, можно долго восхищаться его хваткой и упорством, он по-настоящему "пробился" наверх. Кроме того, он один из немногих водителей в паддоке, кто не боится говорить то, что думает, опуская всю корпоративную лажу. Все его заезды в "Формуле", начиная с "Минарди" и заканчивая доминирующим сейчас "Ред Буллом", были впечатляющие. В  прошлом году он, наконец, очутился за рулем самой быстрой машины, а в качестве партнера у него был хоть и талантливый, но молодой и неопытный немец. Стало ясно, что в этом году титул достанется именно Марку. Однако с самого начала было понятно, что в Red Bull на роль победителя готовили именно Веттеля, и Веббер, скорее всего, был прав, когда сказал, что его успехи были неудобны команде. Ему уже 34 года, так что возраст не на его стороне. Естественно, RB логичнее предпочесть немолодому австралийцу очень талантливого немца (в конце концов, Red Bull все же австрийская компания). 
Все мы знаем, как все в итоге произошло в прошлом году, так что в подробности вдаваться не буду. Хотя по временам в квалификации они были близки, Веттель в этом плане обошел Веббера со счетом 12-7, что, в принципе, для австралийца было весьма неплохо. Но в нынешнем сезоне по сравнению с Себастьяном Марк просто как баран, смотрящий на новые ворота. Веттель уже ведет 5-1 по квалификациям и 6-0 в гонках и выигрывает все подряд, в то время как Веббер еле соревнуется с "Макларенами" и "Феррари". Конечно, у австралийца были проблемы с KERS, да и несколько дурных решений в квалификации не особо ему помогли, но разница между ним и его партнером выросла с небольшой до просто огромной. Хотя сказать, что Марк просто плохо водит как Масса, наверное, будет чересчур. Веттель уверенно побеждает всех (ему еще и везет, только посмотрите на гран-при Монако), в то время как Веббер вяло тащится за ним, но в отличие от Фелипе у австралийца уже несколько раз получались просто отменные заезды, которые вытаскивали его из той дыры, в которую он попадал в квалификации. Возникает вопрос: а куда делся умение Марка проезжать быстрые круги? 
Я считаю, что причина таких результатов -- шины от Pirelli. Он изнашивает их намного больше Веттеля, да и не только его, но и всех остальных гонщиков высшей лиги. Практически всегда он меняет резину на один раз больше, чем соперники. Думается мне, что свойства Pirelli объясняют и ужасные времена в квалификации, у Марка просто не получается привыкнуть к новым покрышкам. Во времена старых шин c бороздами он был великолепен, но новые не подходят его стилю вождения. Можно еще взглянуть на новый диффузор у болидов RBR: отчасти именно из-за него Веттель так резко стал обгонять Марка. Цитирую статью с сайта BBC:

В начале разработки, чтобы выжать из компонента максимум, нужно было ехать согласно определенному стилю вождения. Веббер был просто великолепен и регулярно выживал из болида чуть-чуть больше, чем напарник.
Так что новый улучшенный диффузор убрал это преимущество у Веббера, но поскольку начиная с Сильверстоуна его запретят (диффузор, а не Марка), есть шанс, что он отвоюет потерянные секунды. Сделать это нужно обязательно, ведь чтобы остаться на следующий год, австралийцу придется бросить вызов Веттелю и победить. Ну а пока его позиция очень уязвима, так как контракт у Марка кончается уже в конце года, а молодых, которые хотят его занять, полно. Матешиц не зря вкладывал деньги в Toro Rosso, ведь именно там тренируется молодежь, которую потом можно сделать чемпионом мира вроде Веттеля. Буэми в этом сезоне выжимает из машины все соки и уже готов перейти в RB, Альгерсуари же не так хорош, но ведь есть еще и великолепный Даниэль Риккиардо. Это предположение усиливается тем, что Хельмут Марко, судя по недавним комментариям, готов подставить на место Веббера гонщика из Toro Rosso, если австралиец уйдет. Буэми и Альгерсуарси гоняются в середине поля уже второй год, так что вряд ли им понравится это делать еще и в третий. Риккиардо так и вообще более чем готов к месту в "Формуле". Да и чтобы программа для молодых гонщиков продолжала работать, "Ред Буллу" надо освободить у себя одно место. Не секрет, что Марк откровенно противен Хельмуту. Остается только посочувствовать тому, кто ездит за команду, в которой все считают тебя вторым номером. Но если кто и способен справиться с такой несправедливостью и нанести ответный удар, то это упорный Веббер.  
Однако дело в том, что раз уж Веббер захочет остаться с RB, ему придется регулярно побеждать Веттеля. Команде это, конечно, вряд ли понравится, но и увольнение гонщика им в таком случае будет ой как непросто оправдать. Судя по вождению Себастьяна, задачка у австралийца нелегкая, но, боюсь, это его единственный шанс. Если же Марк не продлит контракт с Red Bull, то, как по мне, он уйдет в отставку, а не перейдет в лигу пониже. Думаю, вряд ли кто-то из McLaren, Ferrari, Mercedes или Renault предложит ему место, да и к тому же, кажется, Вебберу от ухода из "Формулы" будет только лучше. Возможно, он пойдет веселиться в убойных суперкарах с V8, а то и вернется в Ле Ман, чтобы перевернуть там еще одну машину. Вообще странно то, что из тех водителей с туманным будущим, про которых я писал, у самого лучшего теперь самый большой риск потерять место в команде.

Автор: Cadmuss

Оригинал статьи: Drivers in the twilight, part 2: Mark Webber and Felipe Massa

Комментариев нет:

Отправить комментарий