четверг, 20 октября 2011 г.

Марк Веббер о жизни, смерти и всем таком прочем

Совсем недавно все сообщество F1 всколыхнула новость о смерти Дэна Уэлдона. До поры до времени это событие я игнорировал -- все же напрямую оно с "Формулой 1" не связана. Но с появлением прекрасной заметки Марка Веббера в его колонке на BBC Sport делать это стало совершенно невозможно. Даю перевод мыслей человека, который всегда говорит только, что действительно думает.



Дэн никогда не был моим соперником в гонках, но я провел с ним много времени на трассе Brands Hatch, где мы оба были инструкторами по вождению в местной гоночной школе в девяносто шестом и седьмом.
С ним трудно было не подружиться -- он был отличным парнем. В то время с друзьями в Англии у меня не складывалось (я совсем недавно приехал из Австралии), а Дэн был примерно моего возраста, занимался тем же делом, да и вообще у нас с ним было много общего. Мы много шутили, много болтали и много раз разыгрывали остальных.

Чуть позже Дэн обустроился в Америке, а я начал участвовать в гонках в Европе. Но я всегда радовался встрече с ним, когда он какому-либо случаю вроде церемонии награждения приезжал в Великобританию.


Когда я услышал про аварию, я был в аэропорту Сингапура и ждал рейса в Сидней. Я получил сообщение от Люка, сына моей подруги жизни Энн, в котором он сказал, что был ужасный инцидент, и многих парней отвезли в госпиталь. Одним из них был Уилл Пауэр, за которого я сильно переживал, потому что был ему близким другом. Вообще, я хорошо знаю многих других гонщиков IndyCar: например, Дарио Франчитти, Райана Бриско и Тони Канаана.


В таких ситуация всегда надеешься, что все будет хорошо,. Но через час Люк написал новое сообщение, где сказал, что Дэн не пережил аварию. Это был ужасный, абсолютно отвратительный момент. Я не хотел в это верить, но потом увидел аварию по ТВ, и стало ясно, что отделаться простыми ушибами в ней было нельзя. 
Она была просто кошмарной, и у многих водителей не было шансов ее избежать.
Там было некуда деваться. Вне зависимости от навыков гонщика. Авария свелась к поведению машины. В таких ситуациях ты просто пассажир.
IndyCar может многому научится после воскресенья. Теперь организаторам уж точно придется поработать над болидами, чтобы они больше в таких ситуациях не взлетали в воздух.
Получается грустная ирония, ведь Дэн должен был протестировать новую машину, на которую все пересядут в следующем году. В ней задние колеса закрыты, что поможет избежать взлета машин, так как главный фактор подобных аварий -- это моменты, в которых передние колеса сталкиваются с задними.
Сам я никогда не ездил на овальной трассе, но много раз говорил с теми, кто делал это регулярно. Им всем не нравились элементы толкучки в гонках, которые особенно опасны на коротких овалах вроде того, что находится в Лас-Вегасе. Когда гонщики втроем едут так близко друг от друга -- это не гонки. А банальное подхватывание слипстрима. После чего пилот пытается сменить полосу, а тут уж может произойти все, что угодно.
На определенной скорости это нормально, и никто не пострадает. Но когда ты выжимаешь скорость под 350 на машине с открытыми колесами, то в итоге можно взлететь в высоту на пять-шесть метров, и вот тогда кому-то точно достанется. 
На овале ездят под тридцать таких болидов, буквально носом к хвосту, с холодными тормозами. Это чересчур. Водители считают, что ситуацию надо исправлять. 


В аварии, из-за которой погиб Дэн, вместе ехала практически половина гонщиков, из которых половина в итоге взмыла в воздух. Это неправильно..
Авария затронула многих -- вы, наверное, видели кадры, в которых Дарио рыдает в болиде -- и общественность стала гадать, почему же гонщики продолжают ездить после таких кошмаров.
У меня ужасные аварии тоже были. В девяносто девятом на "Ле-Мане" за три дня я перевернулся в двух спортивных "Мерседесах". Во второй раз на полсекунды я подумал, что не выживу.
Уверен, вы видели мою аварию в Валенсии в прошлом году. Я взлетел после удара о "Лотус" Хейкки Ковалйнена. Болид приземлился на крышу, но потом вернулся в нормальное состояние и уже в нем врезался в ограждение.
Mark Webber flips out of European Grand Prix

Но в F1 уровень безопасности очень высок, к тому же, сами гонки сильно отличаются от IndyCar.
Не поймите меня неправильно. Я знаю, что риск есть. В Валенсии все могло бы кончиться совсем по-другому, это для меня понятно. Но мне кажется, что сейчас условия гонок у нас безопаснее, чем в Indy. Или в ралли, или, раз уж на то пошло, Moto GP. Это дает мне уверенность в исходе того или иного заезда.
Большую часть времени именно я контролирую этот самый исход. Но есть и факторы, которые могут однажды подвести меня: дождь, действия других пилотов и поломки болида. Но это все часть гонок.
Когда переходный возраст только-только прошел, или тебе немного за двадцать, о таких вещах просто не думаешь. Но мудрость приходит с возрастом, и обо всем этом размышляешь все чаще и чаще.
Но все же, когда одеваешь шлем, стараешься не думать о плохом. Вместо этого ты едешь на пределе возможностей и делаешь все, что нужно.
Как профессиональный гонщик могу сказать, что "нужно" -- это выжимать из болида все. Но в таком случае ты попадаешь в очень опасные ситуации.
Но мы знаем, что если разобъемся, в большинстве случаев все будет в порядке. А потом вновь садимся в болид и повторяем все заново.
Но, думаю, сейчас в Америке на этот счет совсем другое мнение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий