После напряженных баталий прошлого сезона устали все: пилоты, команды, режиссеры и в некоторой степени зрители. Поэтому интересность в этом году решила взять выходной, оставив Себастьяна Веттеля собирать призы в компании "Игривой Кайли".
Вместе с этим куда-то подевалась справедливость. Весь сезон хоть кого-то из пилотов было по-настоящему жалко. Сначала это был Марк Веббер, который безуспешно бился с "Пирелли". Потом Льюис Хэмильтон с его "absolutely friggin' joke". Затем все сопереживали Фелипе Массе, которому досаждал как раз таки Льюис. Плохо сложился сезон у Алонсо на слабой "Феррари". Команда "Вильямс" скатилась в совершенно неадекватное состояние. Наконец, Себастьян Буэми был готов задушить болид голыми руками после нескольких сходов по причине механических проблем. И Рубенс -- что он пережил, находясь на волоске от увольнения?
Но были и светлые моменты. Были свои герои, злодеи и как минимум один гениальный маневр. Давайте вместе вспомним события сезона-2011, которые без сомнения войдут в летописи "Формулы".
Осторожно! Litterae multae sunt!
Осторожно! Litterae multae sunt!
В первую очередь на ум приходит метаморфоза почище превращения героя в жука у Кафки. Помните Веттеля образца прошлого года? Того сопливого пацана, который делал ошибки, которых бы устыдился сам Адриан Сутиль? Человека, который крутил пальцем у виска после столкновения с Марком в Турции? Его еще Уитмарш "пацаном-аварией" называл.
А теперь сравните его с нынешним Себом. Из некрасивого кокона словно вылупилась поражающее воображение бабочка. Теперь это уверенный в себе гонщик, который способен буквально на все. Многие приписывали его успех гениальному болиду, но посмотрите на Веббера -- у него точно такая же машина. Немец сумел вытащить из RB7 весь потенциал, грамотно адаптировался к новой резине и одной левой решил судьбу титула в первых десяти гонках. Его безупречный пилотаж в Монако показал, что мастодонты калибра Алонсо ему теперь не страшны. А прекрасные победы в Спа и Монце заткнули рот всем критикам -- особенно после обгона Фернандо в Италии, где Себ внезапно стал другим Себастьяном Лёбом.
Ну а в квалификациях Веттель стал пилотом уровня Сенны. Его невероятные круги надо выставлять в музеях современного искусства под названием "Идеал". Даже когда McLaren объективно догнали и перегнали "Быков", Себ всегда находил в себе силы поднять планку и проехать еще быстрее. И его итоговая победа над рекордом Мэнселла показывает это, как ничто другое.
Зато теперь всем стало немного страшно: кем же этот парень станет в следующем сезоне? Полу-богом?
По другую сторону баррикад разворачивалась история противоположного направления, но того же накала страстей. Один из лучших пилотов на данный момент внезапно стал глупым новичком, который позволяет себе острые высказывания в адрес судей и откровенно отвратный пилотаж. Иными словами, Льюис Хэмильтон внезапно превратился в Жака Вильнёва.
Почему? Причин тому несколько. Во-первых, фиаско на квалификации в Монако. Льюис искренне считал, что может выиграть титул (о наивный!), но решение судей дисквалифицировать его лучший круг поставило крест на надеждах заработать победу на его любимой трассе. Хэмильтон был сильно зол, что и вылилось в аварии с Массой (о сериале "Доктор Фелипе" читайте ниже) и Мальдонадо. Это, в свою очередь, повлекло новые штрафы -- так начался замкнутый круг. Буквально на каждой гонке Льюис демонстрировал, что до Сенны ему как до Луны: одно столкновение с Баттоном в Канаде говорит само за себя. Он откровенно завалил гонку в Венгрии, а победив в Германии сказал команде, что заезд был "легким". Без комментариев.
Во-вторых, у англичанина начались проблемы в личной жизни. Его таки бросила Николь Шерзингер, после чего умельцы шустро сварганили выдуманный трек-лист ее будущего альбома: там красовались песни с названиями вроде "Off the Pace", "Getting Beaten...(by Jenson again)". Вот только "Absolutely Friggin' Joke" там не хватало. Но шутники позаботились и об этом, сделав убойный ремикс на эту фразу, который можно посмотреть вот тут. Крайне рекомендую.
К счастью, у Хэма нашлись силы со всем этим справиться. Он вновь начал разговаривать с отцом. Выиграл в Абу-Даби. И, наконец, обнялся с Массой в Бразилии.
Ждем следующего сезона, мистер Хэмильтон. We're watching you.
О, Фелипе, где же твоя скорость! Неужто не вознес ты жертвы Аполлону и Гере? Возмутились бессмертные боги! Моли их, Фелипе!
На больший закос под Гомера я не способен. Но, в принципе, тут и так все понятно. Масса стал вторым пилотом "Феррари" в истории команды, которому удалось ни разу не взойти на подиум за весь сезон. Его можно понять -- с одной стороны давит Фернандо, с другой та авария в Венгрии, но ведь он даже Кобаяси в свое время еле прошел! На прошедшем юбилее бразильца по поводу его десятилетия в F1 и сотой гонки за итальянцев, Стефано Доменикали был невероятно любезен, но в глазах его отчетливо виделся таймер, отсчитывающий время до прихода Кубицы. Особенно смешно после этого смотрелись многочисленные интервью Алонсо, в которых испанец, выдав свой лучший poker face, говорил фразы вроде "Фелипе -- пилот мирового уровня" и "Мне есть, чему у него поучиться".
Впрочем, главная драма с участием Массы все же не в этом. Он сошелся с Хэмом, который по совпадению тоже терял авторитет в стане команды. У Фелипе был на него зуб еще с две тысячи восьмого, но тут драку спровоцировал именно Льюис. Идиотские маневры в Монако и Сингапуре, а также комментарии вроде "He turned into me!" вовсе не делали англичанину чести, в то время как бразилец тихо сидел, изображая невинную овечку. Но в Индии овечка внезапно вспомнила один из худших ходов во всей истории F1. Масса решил внезапно сыграть в Шумахера образца девяносто седьмого на гонке в Хересе. Правда, забыл, что тогда сошел именно Михаэль, а не Вильнёв -- за что потом и получил заслуженный штраф.
В итоге кончилось все мирно. Хэм, давясь от размеров произнесенной лжи, выговорил, что Масса -- один их лучших бразильских пилотов всех времен, на что еще живой Фитиппальди ответил презрительным взглядом. Ну а после гран-при Бразилии оба пилота так и вовсе обнялись перед камерами, изобразив некое подобие улыбки.
Нет повести печальнее на свете. С одной стороны Кубица, с другой Перез, а Фелипе тратит время на всяких хэмильтонов. Помнится мне, у Рубенса тоже были такие ситуации -- и где он сейчас...
Fernando is...the Mystery Man!
Зато с другим пилотом итальянцев произошла прекрасная метаморфоза. Из хитрого и жестокого гонщика, готового ради победы на все, Фернандо превратился в улыбчивого испанца, который с мудрым взглядом в глазах вытягивает слабую машину на невероятно высокий уровень. Или может это брови улучшают аэродинамику его болида?
Алонсо даже жаль -- с такой техникой он просто физически не мог выигрывать на регулярной основе. Но испанец продемонстрировал невероятный уровень терпения, раз за разом выдавая прессе фразы вроде "Ну, я выжал из машины все" или "Я уже привык к пятой позиции в квалификации". При этом в гонке он боролся аки лев, восходя на подиум с завидной частотой. Итогом стараний стал его маленький рекорд -- теперь у него есть все трофеи со всех трасс календаря. С пятнадцатью поулами Себа не сравнить, но Фернандо честно сделал все, что мог. Он стал по-настоящему серьезным пилотом, который полностью достоин уважения.
Но вот что странно. Помните обстоятельства после прихода Шумахера в "Феррари"? Он на тот момент был двухкратным чемпионом мира за "Бенеттон", который после стал "Рено" -- именно выступая за них двухкратным чемпионом стал Фернандо. У Михаэля тоже поначалу не ехал болид. Плюс тогда доминировал конгломерат "Виллиамс-Рено" -- чем вам не непобедимые "Быки"? Помните, как эта история кончилась? Шуми построил вокруг себя свою команду и взял пять титулов подряд. Параллель на испанца проецируется сама собой...
McButton
Мало кто верил, что в "Макларене" Дженсон Баттон по-настоящему приживется. Все считали его просто удачливым парнем, которому банально повезло натолкнуться на доброго дядьку Росса Брауна с его супер-болидом. Но уже во второй гонке за команду мистер Баттон подарил всем критикам вежливую английскую улыбку, которой он сиял на подиуме после гениальной победы в Австралии. Затем был не менее прекрасный Китай, а также Турция, в которой напор англичанина остановили командные приказы (давайте все же называть вещи своими именами).
Дженс не растерялся и мгновенно поставил себе цель сделать McLaren своим коллективом. Тогда это не получилось, хотя сезон он провел все равно неплохо. Поэтому мало кто ждал того, что в этом сезоне номером один в английской команде станет именно Баттон. Тем не менее, номер 3 в следующем году будет стоять именно на его болиде.
И он это по-настоящему заслужил. Каждая победа давалась ему благодаря невероятной тактике и прекрасному уровню спокойного пилотажа. Канада и Венгрия -- это гонки, которые заслуживают попадания в учебники "Как контролировать соперников". Пока остальные пилоты строили в своих песочницах замки, Дженс работал не покладая рук. Все оправдалось -- он выстроил команду вокруг себя, окончательно добил Льюиса и еще заявил о желании стать менеджером какой-нибудь молодой звезды.
Трудно найти более симпатичного абсолютно всем пилота. Баттон покоряет не только гениальным вождением, но и по-настоящему джентльменским характером и прекрасным английским юмором. Даже со своей личной жизнью Дженс управляется не в пример лучше остальных -- хотя бы тем, что не собрался жениться на певице.
Я мог бы долго распинаться о том, какой же он замечательный человек и пароход, но лучше скажу так. Когда Хэм оправдывает свой стиль вождения, он сравнивает себя с Сенной. Лет через пятнадцать очередного гения будут сравнивать уже с Баттоном.
And the winner is...
Ну а теперь перейдем к главному -- раздаче наград. Первым приза удостоится "Новичок года" -- это звание в нелегкой борьбе заслужил...
Серхио Перез
Все же Петер Заубер -- настоящий гений по части поиска новых талантов. В свое время он подцепил неопытного финна Кими Райкконена, затем трудоустроил Фелипе Массу, а теперь вот раздает японские поклоны Камуи Кобаяси. Но все-таки главной звездой швейцарской команды был не японец: им совершенно неожиданно оказался мексиканец, который странным образом похож на моего преподавателя по математике.
Уже в первой гонке Серхио показал, что готов мгновенно перейти в высшую лигу. Тогда оба болида команды дисквалифицировали из-за какой-то технической мелочи, но без исключения все оценили безупречное исполнение очень сложной тактики с одним пит-стопом. С "Пирелли" у Серхио вообще все сложилось благополучно: часто он обращался с покрышками намного лучше зубров калибра Веббера или Шумахера. Вкупе с невероятными амбициями это часто давало рискованные маневры и необычные стратегические решения -- причем практически всегда Перез добивался своего. Даже рекорд скорости в этом сезоне принадлежит именно ему: аж триста сорок семь километров в час.
В общем, Чеко вытянул из чахлого болида абсолютно все. И это оправдалось: на данный момент именно он заочно бьется с Жюлем Бьянки за место Массы. Правда, где-то там еще виднеется Кубица...но пока что слухи о его переходе к итальянцам остаются слухами. А Серхио -- вот он, уже в специальной программе для молодых пилотов. Увы, на следующий год Перез уже заявлен в "Заубере", и можно не сомневаться, что он вновь будет пытаться прыгнуть выше головы, соперничая с мастистым поляком. Лично я жду этого с нетерпением.
P.S. Плюс Чеко постоянно возит с собой плюшевую игрушку -- незабвенного Спиди Гонзалеса. За это ему достается где-то 9034593487 призовых очков.
А теперь перейдем к диаметрально противоположной ситуации. Кто совершил за сезон наибольшее количество ошибок? Кто выставил себя эгоистичным придурком? Кто разрушил себе сезон сам? Иными словами, награда "Идиот года" уходит...
Эрику Булье и Алану Пермейну
(Они даже не влезли на эту страницу вдвоем -- Булье забрал себе все пространство)
Согласитесь, с этим трудно поспорить. Про многочисленные провалы "Рено" в плане тактики и стратегии развития болида было сказано столько, что я не буду повторяться. Пробегусь лучше по тому, о чем упоминалось мало. Во-первых, Булье каким-то щедрым жестом сеятеля набрал в претенденты на место в команде столько пилотов, что голова кругом идет. Мой любимый Grand PrixDiary как-то писал, что в списках кандидатов есть Найджел Мэнселл, Пике-старший и Фиттипальди. А знаете, что он сделал потом? Посадил на один из болидов человека, который даже в этих самых списках и не был. Молодец, правда?
Во-вторых, Эрик позволял себе какие-то уж совсем нелицеприятные высказывания в адрес пилотов. То Петров "был нестабилен". То Хайдфельд "провалился как лидер команды". То водители "не выжимают из машины все". Под конец француз немного смягчился, но за это время успел показаться себя тем типажом, который англичане метко называют jerk.
И, наконец, позвольте мне задать вот такой вопрос. Какого лешего Кубица вообще тогда гонялся в этом ралли? Булье и GENII должны были лелеять свою золотую курицу так, будто Роберт из сахара сделан. Теперь же разрушена не только вся команда, но и очень большая часть карьеры поляка -- а все из-за кого? Но знаете, что меня окончательно добило? В одном из недавних интервью Булье посмел заявить, что именно Кубица "принес коллективу столько неприятностей своей аварией". Это практически прямая цитата. Каково?!
Ну, хоть мораль у этой поучительной истории все же есть. Согласно последним слухам, Эрика таки "ушли" с поста руководителя LRGP. Поделом.
Вернемся к более позитивным вещам -- наградим того человека, который провел в этом сезоне "Маневр года"...
Марк Веббер
Думаю, дальнейших пояснений не требуется. Его обгон Фернандо Алонсо в Eau Rouge был просто неземным -- я не могу посчитать количество раз, когда я пересматривал его. Это просто невероятный, умный и бесконечно красивый прием. Такое могут себе позволить лишь самые лучшие пилоты, которые полны уважения к соперникам. К Алонсо все вышесказанное тоже относится: он сумел сдержать характер и тактично пропустил австралийца вперед. Как любит говорить Алексей Попов, "вот молодец, а?"
Но все же один этот маневр не сделал гран-при Бельгии "Гонкой года". Ею становится...
Гран-при Канады
Предсказуемый, но от этого не менее разумный выбор. Четырехчасовой марафон, который выиграл Дженсон Баттон, стал настоящим украшением всего сезона, собрав в себе весь интерес, который ушел от большинства остальных этапов. Он уйдет в века как одна из самых интересных и захватывающих гонок за всю историю "Формулы", победив даже Бразилию-91 или Абу-Даби-10. Появление Эмерсона Фиттипальди, жалкие попытки Льюиса объяснить ситуацию на трассе Рианне, бесконечные заезды на пит-лейн Дженса, а также убийственная ошибка Веттеля, фото-финиш Кобаяси и Массы, пилотаж Шуми -- из этих и многих других событий складывается полотно эпических масштабов и красот.
Впрочем, в других гран-при яркие моменты тоже были -- чаще всего какой-то один везунчик пробивался через весь пелетон на необычной тактике и безупречном пилотаже. Соответствующая награда, "Прорыв года", достается...
Михаэлю Шумахеру
Михаэль вообще провел сезон на ура, составив под конец серьезную конкуренцию молодняку в лице Росберга. Жаль, в итоге он таки не опередил товарища по команде в зачете пилотов, но хотя бы показал, что его ох как рано сбрасывать со счетов. Красивая гонка в Канаде, лидерство на протяжении нескольких кругов в Японии -- навскидку вспоминаются вот эти два момента, но все же приз Шуми получает не за них, а за идеальный пилотаж на гран-при Бельгии. Там он выбрался из грязи в князи: с последнего места на пятое. Да еще и после капитального провала механиков в квалификации, после которого не каждый найдет в себе силы полностью положиться на болид. А вот Шумахер нашел.
Когда он пытался врезаться в Вильнёва, все кругом ахали, а в огород семейства Михаэля полетели булыжники размером с Португалию. Но теперь не симпатизировать ему просто невозможно. Он выстоял нападки прессы, сумел реабилитироваться после отвратного прошлого сезона и составил Росбергу серьезную конкуренцию. И все это он сделал в сорок два года. Возможно, он заслужил не все свои титулы, но уважения вполне достоин.
Еще одна награда тоже уходит гонщику, который за свою стойкость и упрямство достоин всяческих похвал. Приз "Штирлиц года" уходит...
Тимо Глоку
Тимо -- один из самых терпеливых людей в пелетоне. Какая бы гадость не обрушивалась на бедного немца, он стоически переносил все и потом выдавал еще лучшие результаты. Сначала была авария в Японии. Потом из спорта ушла "Тойота". Затем выяснилось, что Тимо могут взять только в "Вирджин". Глок все это пережил, и иногда казалось, что машина едет больше на его энтузиазме, чем на плохеньком "Косворсе".
Так продолжается вот уже второй год. "Маруся" не едет, теряет руководителей, не крепит колеса и дает в напарники медлительного бельгийца. Глок лишь изображает слабое подобие улыбки, готовясь вновь и вновь выжать из машины абсолютно все. Так могут очень немногие: скажем, некто Льюис Хэмильтон, когда у "МакЛарена" не получилась конкурентоспособная машина, сломался практически сразу.
Остались главные номинации. Первой по списку идет "Лучшая команда года" -- очевидным выбором было бы дать ее "Ред Буллу". Как бы не так! Награда уходит...
Team Lotus
Я не зря поставил этот приз сразу после моей похвалы в адрес Глока. Представьте себе целую команды вот таких Глоков, которые работают не покладая рук, чтобы добраться хотя бы до середины пелетона. И прибавьте к ним совершенно гениального пилота, который раз за разом уделывает всех одной левой в хипстерских очках.
TL сумела побороть синдром новой команды уже на второй год существования. Они действительно пробились наверх. Машина, которая в свое время ломалась на домашней гонке, сейчас угрожает нескольким не особенно шустрым пилотам средней лиги. Ну а cкоро Берни Экклстоун щедро отсыпет им еще много-много зеленых американских денег, после чего команды уровня "Торо Россо" явно почувствуют себя не в своей тарелке.
"Но как, Холмс?" Почему у них это получилось, а вот ХРТ до сих пор барахтаются аки свиньи? Да потому что это действительно лучшая команда в мире. Тони Фернандес -- это такой начальник, который должен быть у каждого. Достаточно один раз взглянуть на этого добродушного толстячка, чтобы понять -- проиграть ему не позволит какая-то высшая справедливость. Плюс он подобрал поистине потрясающую команду технарей, в том числе Майка Гаскойна, который в свое время делал "Джорданы" для Хилла и "Рено" для Алонсо. Не нужно напоминать, что Дэймон одержал за команду первую победу в ее истории, а Фернандо так и вовсе доехал до двух чемпионских титулов.
Но это только половина дела. За вторую половину отвечает Хейкки Ковалайнен. Финн здорово подмочил себе репутацию пребыванием в McLaren, но сейчас вытворяет просто фантастические вещи. Так пилотировать просто невозможно. Пока Трулли ноет про гидроусилитель, Хейкки озаряет всех лучезарной улыбкой и тащит болид до мест, в которых ему быть не положено. Пару раз за сезон он был так близок к очкам, что лично я сильно желал пилотам впереди сойти с дистанции. К тому же, у Кови прекрасный твиттер, в котором он действительно говорит все, что думает. Вот пример: "Сижу в самолете, буду смотреть Идентификацию Борна. Уже видел тысячу раз, но было лень что-нибудь новое качать". Бонусные очки -- за страсть к видеоиграм. Особенно финн любит F1 2011.
А теперь внимание! Главный приз! "Пилот года"! И он достается...
Себастьяну Веттелю
Второе место уходит...
Фернандо Алонсо
Третью ступеньку подиума занимает...
Дженсон Баттон
И, наконец, утешительный приз получает...
Хейкки Ковалайнен
Думаю, тут дополнительных объяснений не требуется.
Но увы. Команды уже вовсю делают болиды на следующий год, пакует вещи Жером, Грожан с Кими готовятся побыть партнерами, а "Circuit of the Americas", кажется, все же построят вовремя. И все это прекрасно. Жизнь, а вместе с ней и бесконечная гонка, продолжается...
В итоге кончилось все мирно. Хэм, давясь от размеров произнесенной лжи, выговорил, что Масса -- один их лучших бразильских пилотов всех времен, на что еще живой Фитиппальди ответил презрительным взглядом. Ну а после гран-при Бразилии оба пилота так и вовсе обнялись перед камерами, изобразив некое подобие улыбки.
Нет повести печальнее на свете. С одной стороны Кубица, с другой Перез, а Фелипе тратит время на всяких хэмильтонов. Помнится мне, у Рубенса тоже были такие ситуации -- и где он сейчас...
Fernando is...the Mystery Man!
Зато с другим пилотом итальянцев произошла прекрасная метаморфоза. Из хитрого и жестокого гонщика, готового ради победы на все, Фернандо превратился в улыбчивого испанца, который с мудрым взглядом в глазах вытягивает слабую машину на невероятно высокий уровень. Или может это брови улучшают аэродинамику его болида?
Алонсо даже жаль -- с такой техникой он просто физически не мог выигрывать на регулярной основе. Но испанец продемонстрировал невероятный уровень терпения, раз за разом выдавая прессе фразы вроде "Ну, я выжал из машины все" или "Я уже привык к пятой позиции в квалификации". При этом в гонке он боролся аки лев, восходя на подиум с завидной частотой. Итогом стараний стал его маленький рекорд -- теперь у него есть все трофеи со всех трасс календаря. С пятнадцатью поулами Себа не сравнить, но Фернандо честно сделал все, что мог. Он стал по-настоящему серьезным пилотом, который полностью достоин уважения.
Но вот что странно. Помните обстоятельства после прихода Шумахера в "Феррари"? Он на тот момент был двухкратным чемпионом мира за "Бенеттон", который после стал "Рено" -- именно выступая за них двухкратным чемпионом стал Фернандо. У Михаэля тоже поначалу не ехал болид. Плюс тогда доминировал конгломерат "Виллиамс-Рено" -- чем вам не непобедимые "Быки"? Помните, как эта история кончилась? Шуми построил вокруг себя свою команду и взял пять титулов подряд. Параллель на испанца проецируется сама собой...
McButton
Мало кто верил, что в "Макларене" Дженсон Баттон по-настоящему приживется. Все считали его просто удачливым парнем, которому банально повезло натолкнуться на доброго дядьку Росса Брауна с его супер-болидом. Но уже во второй гонке за команду мистер Баттон подарил всем критикам вежливую английскую улыбку, которой он сиял на подиуме после гениальной победы в Австралии. Затем был не менее прекрасный Китай, а также Турция, в которой напор англичанина остановили командные приказы (давайте все же называть вещи своими именами).
Дженс не растерялся и мгновенно поставил себе цель сделать McLaren своим коллективом. Тогда это не получилось, хотя сезон он провел все равно неплохо. Поэтому мало кто ждал того, что в этом сезоне номером один в английской команде станет именно Баттон. Тем не менее, номер 3 в следующем году будет стоять именно на его болиде.
И он это по-настоящему заслужил. Каждая победа давалась ему благодаря невероятной тактике и прекрасному уровню спокойного пилотажа. Канада и Венгрия -- это гонки, которые заслуживают попадания в учебники "Как контролировать соперников". Пока остальные пилоты строили в своих песочницах замки, Дженс работал не покладая рук. Все оправдалось -- он выстроил команду вокруг себя, окончательно добил Льюиса и еще заявил о желании стать менеджером какой-нибудь молодой звезды.
Трудно найти более симпатичного абсолютно всем пилота. Баттон покоряет не только гениальным вождением, но и по-настоящему джентльменским характером и прекрасным английским юмором. Даже со своей личной жизнью Дженс управляется не в пример лучше остальных -- хотя бы тем, что не собрался жениться на певице.
Я мог бы долго распинаться о том, какой же он замечательный человек и пароход, но лучше скажу так. Когда Хэм оправдывает свой стиль вождения, он сравнивает себя с Сенной. Лет через пятнадцать очередного гения будут сравнивать уже с Баттоном.
And the winner is...
Ну а теперь перейдем к главному -- раздаче наград. Первым приза удостоится "Новичок года" -- это звание в нелегкой борьбе заслужил...
Серхио Перез
Все же Петер Заубер -- настоящий гений по части поиска новых талантов. В свое время он подцепил неопытного финна Кими Райкконена, затем трудоустроил Фелипе Массу, а теперь вот раздает японские поклоны Камуи Кобаяси. Но все-таки главной звездой швейцарской команды был не японец: им совершенно неожиданно оказался мексиканец, который странным образом похож на моего преподавателя по математике.
Уже в первой гонке Серхио показал, что готов мгновенно перейти в высшую лигу. Тогда оба болида команды дисквалифицировали из-за какой-то технической мелочи, но без исключения все оценили безупречное исполнение очень сложной тактики с одним пит-стопом. С "Пирелли" у Серхио вообще все сложилось благополучно: часто он обращался с покрышками намного лучше зубров калибра Веббера или Шумахера. Вкупе с невероятными амбициями это часто давало рискованные маневры и необычные стратегические решения -- причем практически всегда Перез добивался своего. Даже рекорд скорости в этом сезоне принадлежит именно ему: аж триста сорок семь километров в час.
В общем, Чеко вытянул из чахлого болида абсолютно все. И это оправдалось: на данный момент именно он заочно бьется с Жюлем Бьянки за место Массы. Правда, где-то там еще виднеется Кубица...но пока что слухи о его переходе к итальянцам остаются слухами. А Серхио -- вот он, уже в специальной программе для молодых пилотов. Увы, на следующий год Перез уже заявлен в "Заубере", и можно не сомневаться, что он вновь будет пытаться прыгнуть выше головы, соперничая с мастистым поляком. Лично я жду этого с нетерпением.
P.S. Плюс Чеко постоянно возит с собой плюшевую игрушку -- незабвенного Спиди Гонзалеса. За это ему достается где-то 9034593487 призовых очков.
А теперь перейдем к диаметрально противоположной ситуации. Кто совершил за сезон наибольшее количество ошибок? Кто выставил себя эгоистичным придурком? Кто разрушил себе сезон сам? Иными словами, награда "Идиот года" уходит...
Эрику Булье и Алану Пермейну
(Они даже не влезли на эту страницу вдвоем -- Булье забрал себе все пространство)
Согласитесь, с этим трудно поспорить. Про многочисленные провалы "Рено" в плане тактики и стратегии развития болида было сказано столько, что я не буду повторяться. Пробегусь лучше по тому, о чем упоминалось мало. Во-первых, Булье каким-то щедрым жестом сеятеля набрал в претенденты на место в команде столько пилотов, что голова кругом идет. Мой любимый Grand PrixDiary как-то писал, что в списках кандидатов есть Найджел Мэнселл, Пике-старший и Фиттипальди. А знаете, что он сделал потом? Посадил на один из болидов человека, который даже в этих самых списках и не был. Молодец, правда?
Во-вторых, Эрик позволял себе какие-то уж совсем нелицеприятные высказывания в адрес пилотов. То Петров "был нестабилен". То Хайдфельд "провалился как лидер команды". То водители "не выжимают из машины все". Под конец француз немного смягчился, но за это время успел показаться себя тем типажом, который англичане метко называют jerk.
И, наконец, позвольте мне задать вот такой вопрос. Какого лешего Кубица вообще тогда гонялся в этом ралли? Булье и GENII должны были лелеять свою золотую курицу так, будто Роберт из сахара сделан. Теперь же разрушена не только вся команда, но и очень большая часть карьеры поляка -- а все из-за кого? Но знаете, что меня окончательно добило? В одном из недавних интервью Булье посмел заявить, что именно Кубица "принес коллективу столько неприятностей своей аварией". Это практически прямая цитата. Каково?!
Ну, хоть мораль у этой поучительной истории все же есть. Согласно последним слухам, Эрика таки "ушли" с поста руководителя LRGP. Поделом.
Вернемся к более позитивным вещам -- наградим того человека, который провел в этом сезоне "Маневр года"...
Марк Веббер
Думаю, дальнейших пояснений не требуется. Его обгон Фернандо Алонсо в Eau Rouge был просто неземным -- я не могу посчитать количество раз, когда я пересматривал его. Это просто невероятный, умный и бесконечно красивый прием. Такое могут себе позволить лишь самые лучшие пилоты, которые полны уважения к соперникам. К Алонсо все вышесказанное тоже относится: он сумел сдержать характер и тактично пропустил австралийца вперед. Как любит говорить Алексей Попов, "вот молодец, а?"
Но все же один этот маневр не сделал гран-при Бельгии "Гонкой года". Ею становится...
Гран-при Канады
Предсказуемый, но от этого не менее разумный выбор. Четырехчасовой марафон, который выиграл Дженсон Баттон, стал настоящим украшением всего сезона, собрав в себе весь интерес, который ушел от большинства остальных этапов. Он уйдет в века как одна из самых интересных и захватывающих гонок за всю историю "Формулы", победив даже Бразилию-91 или Абу-Даби-10. Появление Эмерсона Фиттипальди, жалкие попытки Льюиса объяснить ситуацию на трассе Рианне, бесконечные заезды на пит-лейн Дженса, а также убийственная ошибка Веттеля, фото-финиш Кобаяси и Массы, пилотаж Шуми -- из этих и многих других событий складывается полотно эпических масштабов и красот.
Впрочем, в других гран-при яркие моменты тоже были -- чаще всего какой-то один везунчик пробивался через весь пелетон на необычной тактике и безупречном пилотаже. Соответствующая награда, "Прорыв года", достается...
Михаэлю Шумахеру
Михаэль вообще провел сезон на ура, составив под конец серьезную конкуренцию молодняку в лице Росберга. Жаль, в итоге он таки не опередил товарища по команде в зачете пилотов, но хотя бы показал, что его ох как рано сбрасывать со счетов. Красивая гонка в Канаде, лидерство на протяжении нескольких кругов в Японии -- навскидку вспоминаются вот эти два момента, но все же приз Шуми получает не за них, а за идеальный пилотаж на гран-при Бельгии. Там он выбрался из грязи в князи: с последнего места на пятое. Да еще и после капитального провала механиков в квалификации, после которого не каждый найдет в себе силы полностью положиться на болид. А вот Шумахер нашел.
Когда он пытался врезаться в Вильнёва, все кругом ахали, а в огород семейства Михаэля полетели булыжники размером с Португалию. Но теперь не симпатизировать ему просто невозможно. Он выстоял нападки прессы, сумел реабилитироваться после отвратного прошлого сезона и составил Росбергу серьезную конкуренцию. И все это он сделал в сорок два года. Возможно, он заслужил не все свои титулы, но уважения вполне достоин.
Еще одна награда тоже уходит гонщику, который за свою стойкость и упрямство достоин всяческих похвал. Приз "Штирлиц года" уходит...
Тимо Глоку
Тимо -- один из самых терпеливых людей в пелетоне. Какая бы гадость не обрушивалась на бедного немца, он стоически переносил все и потом выдавал еще лучшие результаты. Сначала была авария в Японии. Потом из спорта ушла "Тойота". Затем выяснилось, что Тимо могут взять только в "Вирджин". Глок все это пережил, и иногда казалось, что машина едет больше на его энтузиазме, чем на плохеньком "Косворсе".
Так продолжается вот уже второй год. "Маруся" не едет, теряет руководителей, не крепит колеса и дает в напарники медлительного бельгийца. Глок лишь изображает слабое подобие улыбки, готовясь вновь и вновь выжать из машины абсолютно все. Так могут очень немногие: скажем, некто Льюис Хэмильтон, когда у "МакЛарена" не получилась конкурентоспособная машина, сломался практически сразу.
Остались главные номинации. Первой по списку идет "Лучшая команда года" -- очевидным выбором было бы дать ее "Ред Буллу". Как бы не так! Награда уходит...
Team Lotus
Я не зря поставил этот приз сразу после моей похвалы в адрес Глока. Представьте себе целую команды вот таких Глоков, которые работают не покладая рук, чтобы добраться хотя бы до середины пелетона. И прибавьте к ним совершенно гениального пилота, который раз за разом уделывает всех одной левой в хипстерских очках.
TL сумела побороть синдром новой команды уже на второй год существования. Они действительно пробились наверх. Машина, которая в свое время ломалась на домашней гонке, сейчас угрожает нескольким не особенно шустрым пилотам средней лиги. Ну а cкоро Берни Экклстоун щедро отсыпет им еще много-много зеленых американских денег, после чего команды уровня "Торо Россо" явно почувствуют себя не в своей тарелке.
"Но как, Холмс?" Почему у них это получилось, а вот ХРТ до сих пор барахтаются аки свиньи? Да потому что это действительно лучшая команда в мире. Тони Фернандес -- это такой начальник, который должен быть у каждого. Достаточно один раз взглянуть на этого добродушного толстячка, чтобы понять -- проиграть ему не позволит какая-то высшая справедливость. Плюс он подобрал поистине потрясающую команду технарей, в том числе Майка Гаскойна, который в свое время делал "Джорданы" для Хилла и "Рено" для Алонсо. Не нужно напоминать, что Дэймон одержал за команду первую победу в ее истории, а Фернандо так и вовсе доехал до двух чемпионских титулов.
Но это только половина дела. За вторую половину отвечает Хейкки Ковалайнен. Финн здорово подмочил себе репутацию пребыванием в McLaren, но сейчас вытворяет просто фантастические вещи. Так пилотировать просто невозможно. Пока Трулли ноет про гидроусилитель, Хейкки озаряет всех лучезарной улыбкой и тащит болид до мест, в которых ему быть не положено. Пару раз за сезон он был так близок к очкам, что лично я сильно желал пилотам впереди сойти с дистанции. К тому же, у Кови прекрасный твиттер, в котором он действительно говорит все, что думает. Вот пример: "Сижу в самолете, буду смотреть Идентификацию Борна. Уже видел тысячу раз, но было лень что-нибудь новое качать". Бонусные очки -- за страсть к видеоиграм. Особенно финн любит F1 2011.
А теперь внимание! Главный приз! "Пилот года"! И он достается...
Себастьяну Веттелю
Второе место уходит...
Фернандо Алонсо
Третью ступеньку подиума занимает...
Дженсон Баттон
И, наконец, утешительный приз получает...
Хейкки Ковалайнен
Думаю, тут дополнительных объяснений не требуется.
* * *
Когда Марк Веббер с улыбкой пересек финишную черту в Бразилии, было грустно. Пусть не всегда по ходу года было интересно, но весь бродячий цирк F1 настолько интегрировался в жизнь, что последний подиум воспринимался последним навеки. Первый раз за сезон прозвучал австралийский гимн (который моя школа когда-то выдавала за свой собственный, и это не шутка), Веттель вновь облил команду шампанским, и трансляция закончилась. Вкладка браузера с плеером еще долго оставалась открытой -- почему-то казалось, что совсем скоро начнется первая сессия свободных заездов следующего гран-при...Но увы. Команды уже вовсю делают болиды на следующий год, пакует вещи Жером, Грожан с Кими готовятся побыть партнерами, а "Circuit of the Americas", кажется, все же построят вовремя. И все это прекрасно. Жизнь, а вместе с ней и бесконечная гонка, продолжается...
Хм, что-то не нравится мне этот Перез :) в смысле своих амбиций.
ОтветитьУдалитьА Попов бы сказал: "Обратно молодец!"
Ну а что он должен делать? Сидеть в своей Мексике и не высовывать нос? Пусть пробивается, талант же есть. Уж всяко лучше Бьянки, который выглядит аки кардинал Ришелье.
ОтветитьУдалитьДа нет, пусть пробивается, конечно! просто я так привыкла к любимчиками, что не хочу, чтобы кто-то еще наступал им на пятки. А иначе-то никак %/
ОтветитьУдалить